учитель музыки

Обобщение педагогического опыта

Меня, как музыканта, посвятившего ни один год своему профессиональному образованию, долгое время волновал один вопрос: - Чем же  занимаются дети на уроках музыки в СОШ, если за один час в неделю обучить теории, а тем более, практике музицирования практически невозможно?  Ответ пришёл с годами самостоятельной работы с детьми – В СОШ  учатся понимать язык музыки в частности, и язык искусства вообще. А помогает сегодня в этом уникальная педагогическая технология «вторичного переживания», разработанная профессором Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки учителей Л.П.Масловой. Людмила Павловна продолжает дело, начатое Д.Б.Кабалевским – выдающимся композитором и педагогом.

Искусство за тысячелетия своего существования выработало свой особый язык. Для его освоения человеку необходимы некоторые усилия, как, впрочем, и для овладения языком математики или химии. Но если в математическом или химическом классе ученик получает умение понимать  язык математических или химических формул и одновременно начинает «говорить», применяя на практике результаты своего обучения, то в искусстве непосредственное освоение языка не гарантирует понимания произносимого.  Большинство, вроде бы, успешных учащихся ДМШ-ДШИ часто затрудняются с ответом на простой вопрос: «О чём рассказывает музыка, которую ты исполняешь?». И, если содержание, так или иначе, всё же присутствует на занятиях в классе фортепиано или духовых инструментов, то идея произведения почти всегда остаётся «за скобками» учебного процесса.

Хочется обратить внимание на то, что используемая мною технология, помогает осуществлять учебный и воспитательный процессы практически неотрывно друг от друга. И так, обозначим основные проблемы современного образования в области искусства в общеобразовательных школах.

1)                       Постепенное усложнение музыкального, изобразительного, хореографического и даже литературного языка, стало превращать искусство и литературу в некую «интеллектуальную резервацию». В ХХ веке появилась «музыка для музыкантов», «живопись для художников», «хореография для посвящённых». По сути, из цепочки, связующей творца и того к кому он обращается, исчез адресат.  Процесс, которым с наслаждением занимается творец, и обсуждение деталей «производства», стали важнее результата. А что же адресат (слушатель, зритель и читатель)? Он пользуется всяческими  суррогатами, обогащая невежд и халтурщиков всех мастей. Мало того, что пользуется, так ещё и не желает тратить своё время на «заумь» академического искусства. В школе, начиная с  четвёртых классов, это особенно остро ощущается…

2)                       Подача учебного материала в современных программах по искусству (в частности по музыке) не учитывает уровень восприятия современного ребёнка, не обучающегося искусству в специализированных образовательных учреждениях (ДШИ_ДМШ).

Порой заблудившись, человек должен вернуться к тому участку маршрута, откуда движение стало происходить по неверному вектору. Так и мы сегодня просто обязаны вернуться к программе Д.Б.Кабалевского, чтобы выстроить заново вектор развития образования в сфере искусства. Ведь именно Д.Б.Кабалевский попытался связать воедино распавшуюся триаду «композитор-исполнитель-слушатель», в которой каждый из участников процесса должен быть особым образом подготовлен. Он выстроил точную модель не только музыкального искусства, но и искусства вообще, где знание общих законов творчества и, опять же, общих средств воплощения замысла творца помогает  решать частные задачи понимания и осмысления  любого количества конкретных музыкальных, изобразительных, драматических и литературных произведений.

В нашем случае полное возвращение не нужно, так как все эти годы идеи и принципиальные подходы к изучению искусства Кабалевского продолжала професор Новосибирского института повышния квалификации и переподготовки работников образования Людмила Павловна Маслова. В результате обобщения  многолетнего опыта появилась книга «Педагогика искусства». Я на практике убедился, что работа в классе, построенная на основе педагогической технологии Л.П.Масловой активно вовлекает детей в творчество, позволяя на уроке музыки формировать не только Универсальные учебные действия, направленные на выработку ключевых социально-культурных компетенций, но и помогает проводить воспитательную работу по формированию активной гражданской позиции. Это  в итоге создаёт условия для формирования самим ребёнком САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ, направленной на национальную и историческую самоидентификацию в рамках цивилизации Русского мiра.

Основной метод познания на уроке искусства становится метод постижения интонации, как «универсума» всех видов искусства. Это позволяет, не фиксируя внимания на специальных приёмах, осмыслении технических средств, выходить на глубинное содержание произведения искусства. Только «поверять гармонию алгеброй» антихудожественно. Такой анализ не соответствует природе искусства и просто «убивает» естественную детскую тягу к  Прекрасному, подменяя высокое искусство суррогатами-однодневками.

В основе педагогической технологии Л.П.Масловой лежит переосмысление понятия образование. Образование, рассматривается автором, как процесс становления, трансформации своего «Я» по идеальному образу и подобию. «Маленький ребёнок – лишь потенция Человека, он ещё должен Стать, обрести свою социальную и культурную природу. И пока человек формирует себя, отливает в некую форму – он образовывается», - пишет Людмила Павловна.

Должен сказать, что «форма отливки» каждый раз корректируется учителем. Происходит это во многом за счёт музыкального материала, изучаемого на уроках музыки. Повторюсь, но скажу, что основную часть музыки, предложенную для изучения ещё Д.Б.Кабалевским, ни Л.П.Маслова, ни её последователи не исключают из образовательного процесса, лишь дополняя учебный материал вновь появившимися произведениями, отвечающими современным направлениям в искусстве и музыке.

И так, перечислим основные положения методологической основы для создания технологии восприятия произведения искусства:

 

l      у всех видов искусства одна «корневая система», жизнь, окружающий мир;

 

l      общая стратегия освоения мира;

 

l      общая цель: общение, желание найти собеседника, выразить своё отношение, позицию;

 

l      единая структурная единица – образ, энергетическим центром которого является пафос, идея;

 

l      произведение – это «система раздражителей», намеренно организованных для остановки внимания собеседника;

l      основной метод структурирования эмоций – контраст и сопоставление (тождество), отражающее закон жизни;

 

l      использование символов, эмблем, иносказаний, метафор, несущих смысл и способствующих  произведению аналогий, установлению связей между автором и реципиентом;

 

l      общие законы восприятия, как вторичного процесса, не тождественного образу и несущего интонационность реципиента;

 

l      вариативность восприятия, представляющего слияние эмоциональной и рациональной оценки и являющего собой культуру самораскрытия личности.

 

Из всех перечисленных и , безусловно, важных составляющих технологии, мне более всего импонирует положение о том, что при создании произведения искусства, главным творческим посылом является возможность, желание найти собеседника, выразить своё отношение, позицию. Отсюда и «система раздражителей» в каждом произведении, призванных привлечь внимание, побудить к мысли и сопереживанию.

Говоря об элементах самой педагогической технологии, следует отметить следующие:

l      1. Нахождение контрастов и сопоставлений в произведении (остановка внимания и удивление);

 

l      2. Интонационное прочувствование, нахождение логики «сцепления эмоций»;

 

l      3. «Развеществление символики», всматривание в художественные детали;

 

l      4. Отделение интонации автора от интонации образов, осознание авторской позиции;

 

l      5. Выработка собственного отношения, суждения на основе чувств и возникших мыслей, на основе «внутреннего спора» с автором, сопоставления позиций одноклассников и собственных;

 

Отсюда выстраивается и система методических и педагогических приёмов, включающая в себя способы деятельности и методы организации учебно-воспитательного процесса:

l      интонационный анализ художественных произведений;

 

l      переинтонирование образа через постановку различных художественных задач;

 

l      переинтонирование образа на язык смежного вида искусства (перевода в иную модальность);

 

l      наблюдения и сравнения;

 

l      метод игры, драматизации, театрализации;

 

l      метод полифонизма деятельности;

 

l      метод художественного моделирования (создания композиций);

 

l      выход во внемузыкальные сферы, сопряжённый с проведением аналогий, сравнений, возникновением ассоциаций;

 

l      метод художественного контекста;

 

l      метод художественного тренинга;

 

l      организация диалогов разных уровней (оратор-реципиент, учащийся-соклассник, автор-учитель-ученик, диалог с самим собой, с другой культурой, с миром и т.д.);

 

l      метод творческих заданий;

 

l      метод партитуры вопросов;

 

l      метод контраста и неожиданности (парадокса);

 

Из всех элементов мне наиболее близки:

- интонационный анализ художественных произведений;

- переинтонирование образа через постановку различных художественных задач;

- переинтонирование образа на язык смежного вида искусства (перевода в иную модальность);

- выход во внемузыкальные сферы, сопряжённый с проведением аналогий, сравнений, возникновением ассоциаций;

- метод творческих заданий;

- метод партитуры вопросов (где задаются в основном «открытые» вопросы, не требующие односложных ответов);

Использование такого большого количества  педагогических приёмов возможно только при условии, что часть работы ребёнком выполняется самостоятельно в виде домашних заданий. На всех этапах работы с учащимися идёт целостное проживание художественного произведения и выработка эстетической позиции. Школьник чувствует себя то в роли композитора, художника, писателя, то пробует силы как исполнитель (актёр, певец, танцор), то занимает место слушателя, зрителя, читателя.

В общем, технология действует таким образом, что учащийся преодолевает «фоновое восприятие» произведения искусства, включаясь в активный эмоционально-чувственный анализ, дискуссию с автором, учителем и одноклассниками. Это помогает осмыслить идею произведения, понять, почему оно активно нравится или не нравится. Технология организует живое восприятие искусства, высвобождая его не только образовательный, но и воспитательный потенциал, формируя в ребёнке осознанное «общение с искусством», направленное на путь к Идеалу.

Глубокое прочтение основных учебных тем позволяет ребенку самостоятельно входить в мир искусства и расшифровывать коды художественных произведений. Таким образом, материал  является вариативной частью программ, которую возможно и нужно постоянно обновлять, заменять, учитывая то, что в культуре нет иерархической лестницы «хуже-лучше», «выше-ниже». «Произведения Вагнера не хуже, чем у Моцарта, Лист не лучше, чем Брамс и т.д. В художественном творчестве, как и в философии, есть прецедент и штучный акт творения»,- говорит Л.П.Маслова.

Процесс самоидентификации личности учащегося в рамках традиционных для культуры России ценностей происходит на уроках музыки и искусства не «в лоб», а исподволь, через самостоятельное  творчество и постижение интонаций произведений искусства разных авторов и исторических эпох. Так острыми, дискуссионными  являются темы, связанные с историей Отечества, современными музыкальными стилями, отражением подвига советского народа в Великой Отечественной войне средствами рок-музыки и т.д.

И так, в результате обучения детей, используя педагогическую технологию Л.П.Масловой,   происходит формирование следующих основных компетенций:

- Дети смогут организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

- Получать информацию из сферы искусства и классифицировать её;

- Организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, критически относится к тем или иным явлениям искусства, занимать позицию в дискуссии и высказывать своё собственное мнение (т.е. оценивать произведения искусства и литературы);

- Уметь сотрудничать и работать в группе;

- Уметь организовывать свою работу и нести ответственность за её результаты;

- Уметь находить новые, нестандартные решения возникающих проблем;

Таким образом, в процессе обучения охватывается основной спектр ключевых компетенций – информационных, коммуникативных и социальных.

 Дети становятся способны не просто общаться с искусством (что, кстати, тоже немаловажно), но и сами СОЗДАВАТЬ произведения, отражающие музыку в литературном тексте, рисунке, коллаже или стихотворении. А главное, происходит процесс самообразования (строительства собственного «Я») через осознанный (не «фоновый») контакт с искусством, требующий не «начётничества», а свободного образного мышления, развивается творческий потенциал личности ребёнка, формируется своеобразный комплекс цивилизационных, духовных приоритетов, происходит действительное ВОС-ПИТАНИЕ. ВОПИТАНИЕ Личности, ВОСПИТАНИЕ Патриота, ВОСПИТАНИЕ носителя цивилизационных ценностей нашей страны.

Таким образом, основываясь на педагогической технологии «вторичного проживания», можно решать ряд задач и по формированию модели выпускника в соответствии с национальным воспитательным идеалом, изложенным в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Так вопросы национального самосознания уже поднимаются на уровне младшей школы, когда изучаются музыкальные культуры народов Российской Федерации, а соответственно, и их обычаи и нравственные постулаты. Эта линия продолжается уже в средней школе в темах «Песня – культурный код народа», «Главная песня в жизни человека», «Культурологические различия Русской и Западной музыкальной культуры», «Символы Родины в музыке», «Русская музыка – гордость и боль Отечества. Музыкальное пророчество», «Катаклизмы русской истории в музыке XIX века. М.П.Мусоргский», «Сила правды в музыке», «Образ Времени в музыке Г.В.Свиридова», «Жизненная правда в песнях Великой Отечественной войны» (5 класс), «Вокально-песенные образы в творчестве русских рок-групп. Протестная энергия русского рока», «Образ нашествия в Симфонии№7 Д.Шостаковича», «Музыкальная драматургия песен Великой Отечественной войны» (6класс), «Вневременность проблемы нравственного выбора», «Музыка, обращённая к Богу – какой она должна быть?», «Всегда ли песня «лёгкий жанр?», «Русское оперное искусство XIX века», «Поиск нравственных ориентиров. П.И.Чайковский симфоническая увертюра «1812 год», Нравственные идеалы  начала ХХ века в романсе и поэзии «Серебряного века», «Авторская песня в России – уникальное явление, присущее только нашей стране. «Фольклор» городской интеллигенции» (7 класс).

Творческий подход, выраженный в системе заданий, тренингов и контроля за усвоением учебного материала, является стимулом для начала самостоятельного творчества обучающихся. А выбор учебного материала и «присвоение его» через эмоциональное восприятие «вторичного переживания» обеспечивают принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций.

Восприятие детьми музыкальной культуры в контексте отечественной и мировой истории, выстраивает ещё один воспитательный вектор – вектор формирования ответственности за формирование своей личности перед предками и будущими поколениями, перед Отечеством.

Сегодня страна стоит перед целым рядом исторических, нравственных и экономических вызовов. Ответ на них уже не столько наша прерогатива, сколько задача следующих поколений. Поколений, которые воспитываем сегодня, в том числе и мы – учителя музыки и словесности, истории и литературы…