учитель музыки

Звезда и жизнь Алексея Рыбникова

« Назад

20 Июля 2015

   Автору "Звезды и смерти Хоакина Мурьеты" и "Юноны и Авось" Алексею Рыбникову семдесять! Даже не верится. Хотя, почему не верится? Сколько помню себя, музыка Алексея Львовича звучала в моей жизни (а мне уже тоже не семнадцать). Яркие, запоминающиеся мелодии из фильмов "Большое космическое путешестие", "Приключения Буратино", "Тот самый Мюнхгаузен", "Про Красную шапочку ", "Через тернии к звёздам", "Вам и не снилось". Поистине великие рок-оперы "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" и "Юнона и Авось", произведения академических жанров.
   Юбилей  юбилеем, но композитор полон творческих планов. Он молод душой и, как всегда, на пике всех новых музыкальных течений. 
   Алексей Рыбников родился в творческой семье — его отец был скрипачом, а мать — художницей. С первых дней жизни мальчика окружали музыка, рисунки и эскизы, выполненные рукой его мамы. В то же время, в числе самых ярких детских впечатлений, — кинематограф. В ближайшем от дома кинотеатре Алеша с друзьями пересмотрел все демонстрировавшиеся там трофейные фильмы. И одно из первых сочинений Рыбникова — фантазия «Багдадский вор» написана под  воздействием образов из одноименного и популярного в те годы фильма.
   Одаренность ребенка подметили его близкие и мама отвела Алешу в музыкальную школу. Хотя он сдавал экзамен сразу в два заведения — Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Московскую среднюю специальную музыкальную школу им. Гнесиных, и был принят в оба, родители выбрали ЦМШ. Однако, композицию, которую Алексей не оставлял всё это время, в школе не преподавали. И тогда отец мальчика познакомил сына с выдающимся композитором ХХ века — Арамом Хачатуряном, который предложил Алеше заниматься в его классе.
   Окончив в 1962 году музыкальную школу, Рыбников поступает в консерваторию, где продолжается его тесный контакт с учителем, в классе которого Алексей обучается затем и в аспирантуре.В 1969 году Рыбников был принят в Союз композиторов. После этого, в течение нескольких лет Алексей преподает на кафедре теоретических дисциплин и ассистирует в классе Хачатуряна. Но затем оставляет преподавательскую деятельность.В эти годы формируется индивидуальный авторский почерк, по которому любое произведение Рыбникова узнается буквально с первых тактов. Ему присущи по-особому щемящие и пронзительные темы, высокое благородство мелодических линий, выпуклость, почти визуальность образной сферы.
   Несмотря на то, что период 60-70х годов, в творчестве Рыбникова проходил под знаком классических симфонических традиций (композитор пишет камерные произведения для фортепиано; концерты для скрипки, для струнного квартета и оркестра, для баяна и оркестра русских народных инструментов, «Русскую увертюру» для симфонического оркестра  и многие другие), уже с 1965 года Алексей создает музыку для кино. И его первым опытом становится короткометражный фильм «Лёлька», режиссера Павла Арсенова (1966). Композиторский дебют в новом жанре оказался настолько удачным, что за ним последовали одно за другим приглашения от режиссеров. 
   Спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» впервые был поставлен в  1976 году в Театре имени Ленинского комсомола. Режиссером «Звезды и смерти» был Марк Захаров, в свое время и предложивший Рыбникову работу над этим проектом. Музыкальное новаторство, сила и убедительность молодого композитора, его тонкое восприятие, казалось бы, чуждой мелодической культуры и привнесение на отечественную драматическую (!) сцену мира рок-музыки, с его жесткими ритмами, с одной стороны вызвали долгое неприятие цензурой (спектакль не принимали 11 раз, после чего, постановку все-таки разрешили). С другой стороны, спектакль сразу же побил все рекорды популярности и признания. В 1977 году «Мелодия» выпустила двойной альбом «Звезды и смерти», занявший I место в хитпараде лучших грамзаписей.
   Затем последовала опера-мистерия «Авось» (1979) известная широкому кругу публики, как «Юнона» и «Авось». В ней соединились основополагающие элементы музыкального мышления Рыбникова — традиции русской духовой музыки, народный фольклор, жанры массовой «городской» музыки, с образными, идейными и эстетическими приоритетами музыканта — идея искупления человеком своих грехов, его проступки и необходимость ответить за них, спасение в Божьей Любви и Прощении. Первоначально, музыкальная сфера была тесно переплетена с текстами из Православного Молитвослова и Псалмов. Затем, мощный эмоциональный стимул дали поэма поэта Андрея Вознесенского — «Авось» и тексты его стихов.  Либретто оперы стало вместилищем духовного и светского начал.
   Ленкомовская «Юнона и Авось» (премьера — в 1981 году) заметно отличается от оригинального произведения, хотя бы потому, что в ней практически иной сюжет. Как и прежняя постановка — «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось» Захарова родилась, чтобы стать манифестом. Это провозглашение самостоятельности  мышления, это оригинальность прочтения западных гранок жанра рок-оперы. Стремление Захарова сделать постановку менее религиозной по смыслу, более «роковой» по звучанию сыграла театру и самой опере в ее новой версии (не рыбниковской) на руку. Хотя, объективно, это уже другое произведение, не то, что у композитора. Акценты сместились. В центре оказался не страждущий человек, с его смятением, болью, поиском себя, своей души, а любовная история.
   Третье музыкально-сценическое произведение Рыбникова — «Литургия оглашенных» — создавалось на протяжении почти десяти лет. В нем соединились тексты  и стихи величайших поэтов эпохи Возрождения, российских писателей и стихотворцев Серебряного века, пророчества и откровения о грядущем Конце Света…  Опера была поставлена в камерном зале Театра Алексея Рыбникова  в 1992 году. Что было потом? Успех, признание, восхищение, непрекращающиеся спектакли, собирающие в ограниченном пространстве 40-местного помещения самых видных представителей культуры, искусства, затем гастроли в Америке. «Литургия» обрела свой круг ценителей.
   Как и прежде, Алексей Рыбников продолжает работать с вдохновением и энтузиазмом. Последние несколько лет отмечены внушительным количеством серьезных киноработ. Это музыка к картинам «Эффект ириса» (Изгнанник, 2004), режиссера Н. Лебедева, кинокомедии "Заяц над бездной"  (2005) Тиграна Кеосаяна, телефильму Павла Лунгина «Дело о мертвых душах», картине «Андерсен. Жизнь без любви» Эльдара Рязанова (2006), фильмам «Волкодав из рода Серых псов» (2007) Николая Лебедева, «Отец» (2007) Ивана Соловова; «1612» (2007) Владимира Хотиненко и другим кинолентам.
   В этот же период состоялась премьера Пятой симфонии композитора — «Воскрешение мертвых» (2005) для солистов, хора, органа и большого симфонического оркестра. В оригинальном сочинении музыка переплетена с текстами на четырех языках (греческом, иврите, латыни и русском), взятыми из книг Ветхозаветных пророков. Вокально-симфоническими средствами Рыбников создает картину, оживающую в воображении и повергающую последовательно в отчаяние (Первая часть — воскрешение мертвых, призвание их на Страшный суд), скорбь — (Вторая часть — оплакивание всех погибших), в Третьей части — ужас перед силами зла, вызванными по воле Высшего судии и поверженными им, и общее ощущение могущества Бога, трепет и, одновременно радость предчувствия вечной жизни — в Четвертой части.
   В 2005 г. Алексей Рыбников отметил 60-летие юбилейным концертом в концертном зале им П.И.Чайковского. Дирижер -  Марк Горенштейн
   В 2005г. театр Алексея Рыбникова представил мюзикл - "Буратино" в Театре на Серпуховке. совместно со звездами московских театров Светланой Немоляевой, Александром Лазаревым, Анной Большовой.
   В новогодние праздники 2006-2007 годов театр Алексея Рыбникова представил премьеру VJ шоу "Красная шапочка" на сцене концертного зала «Мир».
   В 2007 году  театр Алексея Рыбникова представил в концертном зале "Мир" мюзикл для всей семьи "Буратино" совместно с рок-группой «Тайм-Аут». Мюзикл оказался грандиозным летним экспериментом, так как несмотря на "мертвый сезон" за лето прошло 120 спектаклей.
   В 2007 году композитор представил на суд публики два своих новых произведения — Concerto Grosso «Синяя птица» — работа, навеянная пьесами Метерлинка, и «Северный сфинкс». В музыке последнего ощущается дыхание эпохи начала XIX века — времени правления Александра I, оживают картины придворной жизни, встают грозные призраки крестьянских бунтов.
   В январе 2008  "Красная шапочка" была представлена  в клубе "Эльдар" у Эльдара Рязанова. Осенью 2008 театр Алексея Рыбникова представил на сцене концертного зала «Мир» - рок-оперу "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" при участии Дмитрия Колдуна, Светланы Светиковой, Игоря Сандлера, Дмитрия Четвергова и Валерии  Ланской.
   29 февраля 2000г.  в легендарной пятой студии Дома звукозаписи  прошла премьера сцен из музыкальной драмы Алексея Рыбникова  "Оперный дом" в исполнении симфонического оркестра "Молодая Россия" и камерного хора радио под управлением дирижёра Марка Горенштейна...
   В 2009 специально для показа на фестивале Пьера Кардена в Лакосте Алексеем Рыбниковым  была создана  авторская версия рок-оперы "Юнона" и "Авось", премьера которой прошла с грандиозным успехом  3 июля 2009 г.  Уже на протяжении  4 лет "Юнона и Авось.Авторская версия"  с успехом идет на лучших сценах России и зарубежья.
   Осенью 2012 г. театр Алексея Рыбникова представил в театральном зале Дома музыки спектакль "Аллилуйя любви" в который вошли сцены из наиболее известных театральных произведений композитора, а также несколько тем из популярных фильмов (Рыбников написал музыку более чем к 100 лентам). Постановка была высоко оценена публикой и музыкальными критиками. Спектакль стал презентацией двух номеров из планирующейся к постановке оперы Алексея Рыбникова "Живые картины времен Александра I по роману "Война и мир" графа Льва Толстого .
   Алексею Рыбникову удается принимать активное участие в разнообразных культурных проектах. Его общественная и творческая деятельность отмечены Православной Церковью — Рыбников был удостоен ордена святого благоверного князя Даниила Московского, и светскими организациями. Среди последних событий — присуждение звания лауреата российской независимой премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф».
   30 января 2013 года в концертном зале им П.И.Чайковского с огромным успехом прошел концерт, посвященный 50-летию творческой деятельности композитора Алексея Рыбникова. В программе, исполненной  Российским государственным симфоническим оркестром  кинематографии под руководством дирижёра Сергея Скрипки прозвучали самые известные и любимые произведения Алексея Рыбникова, в том числе музыка к кинофильмм, ставшим легендарными. В программе выступил также солист Дмитрий Илларионов (гитара),  артисты Государственной творческой мастерской Алексея Рыбникова (Театр Алексея Рыбникова). Ведущая концерта - Нара Ширалиева, режиссёр - Сергей Капков. Зал чествовал композитора бурными овациями. Те, кому не удалось попасть в концертный зал, смогут увидеть концерт в эфире телеканала "Культура".
   2013 г. стал плодотворным для театра Алексея Рыбникова, так как готовится к постановке опера "Живые картины времен Александра I по роману "Война и мир" графа Льва Толстого (премьера  в 2014 г.) , опера "Хоакин Мурьета. Любовь и смерть" (премьера -28 ноября 2013 на сцене Московского Международного Дома музыки 2013 г.) и новая версия Литургии оглашенных" (премьера - 2014 г.).
   В мае 2013 г. театра Алексея Рыбникова вернулся с успешных гастролей по США и Канаде, во время которых зрители по ту сторону океана увидели рок-оперу "Юнона и Авось" и мюзикл для детей и взрослых "Буратино".
   23 октября 2013 года композитор Алексей Рыбников отметил 50-летие творческой деятельности концертом в Большом зале Московской консерватории.
   "Я, конечно, благодарен Богу, что у меня сложилось действительно несколько таких ярких периодов в жизни. Можно сказать, несколько жизней. И, наверное, поэтому чувствую себя счастливым человеком", - сказал композитор, народный артист России Алексей Рыбников.
   Вообще, 70 — это такой рубеж, когда в жизни хочется попробовать что-то новое, говорит Рыбников. И уже в качестве кинорежиссёра собирается экранизировать свои же рок-оперы. А ещё в ближайших планах — в уже привычной для себя роли композитора переосмыслить мировую классику.
   "Сейчас ведь такое время, когда классические произведения обретают совершенно новую жизнь и новый взгляд на них. Да, замечательный фильм Бондарчука, гениальная опера Прокофьева. Но ''Война и мир'', мне кажется, достойна того, чтобы каждая эпоха, может быть, делала свою ''Войну и мир'', - сказал Алексей Рыбников.
   Он и сейчас мечтает стать путешественником. Впрочем, разве композитору для этого нужно оправляться в странствия? Стоит ему сесть за рояль — и вот уже очередная мелодия уносит его куда-то далеко-далеко.
   Сегодня все поклонники таланта композитора Алексея Рыбникова знают впереди новые творческие вершины, новые пленительные и узнаваемые с первых звуков мелодии, новые замыслы и их вплощение...

 

Алексей Рыбников в программе "Час интервью"

 

 

Композитор Алексей Рыбников в программе "Линия жизни"

 

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить