учитель музыки

Великий пианист, композитор и... священник

« Назад

21 Октября 2015

   Романтиком нужно родиться! Великим музыкантом необходимо стать. Ференц Лист родился романтиком (возможно, тут сыграло роль место рождения музыканта - Венгрия) и стал великим музыкантом. Жизненный путь окончил в сане священника. Удивительная, блистательная и поучительная судьба...
   Лист был одним из блистательных пианистов XIX века.Его эпоха была расцветом концертного пианизма. ист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианного искусства.
   Как комопзитор Ф.Лист сделал множество открытий в области гармонии, мелодики, формы и музыкальной фактуры. Именно он создал новые инструментальные жанры: рапсодию, симфоническую поэму, и пропагандировал идею синтеза искусств, говоря, что времена "чистых искусств" прошли. Синтез искусств Лист связывал с живописью и архитектурой, хотя и литература здесь играла большую роль. Именно в связи с литературой в творчестве Ф.Листа наблюдается обилие программных произведений. В дальнейшем идеи синтеза искусств нашли широкое применение. Лист верил в силу искусства, которое может влиять на массы людей, бороться со злом. С этим связана его просветительская деятельность.
   Венгерский композитор известен так же и как педагог. Со всей Европы ехали к нему ученики. Удивительно, но за свои уроки Лист никогда не брал денег! Среди тех, кто приходил к пианисту и композитору за музыкальной наукой были Григ, Зилоти, д'Альбер и русский композитор Бородин.
   Ференц Лист часто стоял и у дирижёрского пульта. Этот вид музыкальной деятельности связан с городом Веймаром, где композитор, как дирижёр,  исполнял симфонии и оперы (в том числе и оперы своего зятя Р.Вагнера).
    Как литератор Ф.Лист оставил в наследие человечеству книгу о Ф.Шопене, трактат о музыке венгерских цыган, три тома мемуаров "ГОда странствий" и множество публицистических статей.
   В 1865 году Ференц Лист принимает малый постриг в аколиты (церковнослужители из мирян) и его интересы сосредотачиваются вокруг богослужебной музыки. В этот период жизни Листом написаны оратории "Легенда о святой Елисавете" и "Христос", четыре псалма, реквием и венгерская коронационная месса. Кроме того, появился третий том «Годов странствий», насыщенный философскими мотивами.
   19 июля 1886 года состоялся последний концерт Ференца Листа, а 31 июля того же года перестало биться сердце величайшего пианиста, педагога и композитора.
   За свою жизнь Ференц Лист сочинил 647 произведений: из них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано. Во всём, что писал Лист, видна самобытность, стремление к новым путям, богатство фантазии, смелость и новизна приёмов, своеобразный взгляд на искусство. Его инструментальные сочинения представляют замечательный шаг вперёд в музыкальной архитектонике. 13 симфонических поэм, симфонии «Фауст» и «Divina comedia», фортепианные концерты представляют богатейший новый материал для исследователя музыкальной формы. Из музыкально-литературных произведений Листа выдаются брошюры о Шопене (переведена на русский язык П. А. Зиновьевым в 1887 году), о «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, Шуберте, статьи в «Neue Zeitschrift für Musik» и большое сочинение о венгерской музыке («Des Bohémiens et de leur musique en Hongrie»).
   Кроме того, Ференц Лист известен своими Венгерскими рапсодиями (время создания 1851—1886), которые являются одними из наиболее ярких и оригинальных его художественных произведений. Лист использовал фольклор­ные источники (в основном цыганские мотивы), которые легли в основу Венгерских рапсодий. При этом следует заметить, что жанр инструментальной рапсодии является своего рода "новацией" Листа. Рапсодии создавались в следующие года: № 1 — около 1851 года, № 2 —1847 год, № 3—15 — около 1853-го, № 16 — 1882 год, № 17—19—1885 год.
   Музыка венгерского композитора продолжает жить и в XXI веке. Его произведения исполняются на концертных площадках, являясь украшением репертуара многих известных пианистов, в классах музыкальных училищ и консерваторий. В память о композиторе проходят музыкальные фестивали и  конкурсы, а идейно-художественные принципы Листа получили распространение в творчестве композиторов различный национальных школ, в т. ч. русской, высоко ценивших его творческий гений, что нашло отражение и в музыкально-критических статьях В. В. Стасова, А. Н. Серова и других.

.


  


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить