учитель музыки

«Sпарта» – послесловие к фильму

« Назад

07 Сентября 2018

  Вот и закончилось такое долгожданное и, увы, скоротечное лето -  период путешествий, ярких впечатлений, морских и речных заплывов, упражнений с тяпкой и лопатой, а в этом году ещё и массового увлечения футболом. Для меня лето не только период активного отдыха, но и вдумчивого кинопросмотра. Действительно, за долгий учительский отпуск можно освободиться от суетных мыслей, связанных с каждодневным педагогическим конвейером, и не спеша погрузиться в миры, создаваемые сценаристами, режиссёрами и актёрами…
   Самое сильное кино-впечатление этого лета –  сериал «Sпарта».  Проблема, вдохновившая создателей фильма, волнует сегодня не только представителей творческих профессий, но и многих россиян, в первую очередь - педагогов. Так что «не могу молчать» - мне есть, что сказать…
   Во-первых, при всех  сценарных «минусах», сериал несёт мощный идейный посыл, можно сказать,  кричит о расчеловечивании наших детей. В фильме очень яркие актёрские работы. Хорош и финал с  моралите (все, изломанные главным героем Барком, и расчеловечившиеся дети плохо заканчивают).
   Во-вторых,  фильм оказался в чём-то созвучным новой книге Е.А. Ямбурга «Беспощадный учитель», а именно в вопросах воспитания духовности в современном образовании. Евгений Александрович диагностирует в этой области катастрофическое состояние. Фильм, во многом о том же. Читал якнигу Евгения Александровича и следил за перипетиями героев сериала  я практически одновременно и с нарастающим интересом.
   Каковы же «мысли по поводу»? Думается, что рассматривать это кино следует не только с педагогических, но и с библейских позиций. Человек после грехопадения всегда сочетает в себе два начала. Одно – божественное (Образ и Подобие), второе – животное. Учёные, в частности Татьяна Черниговская, говорят о наличии у нашего вида трёх мозговых составляющих, где гипоталамус является наследием ящеров, основная масса мозга – результат животного существования и, наконец, кора головного мозга, собственно, венец творения – то, что делает человека человеком. В образовании до последнего времени работали именно с человеческой составляющей, стараясь лишний раз не пробуждать «тёмные инстинкты», или, говоря проще – развивать «верх», не тревожа «низ». Так вот, в последнее время «низ» властно начал подчинять себе «верх»! Я наблюдаю, как за социальным цинизмом наших учеников дружно выстраиваются в ряд животная страсть к удовольствиям, архаичная иерархичность общественных отношений (такая наблюдается в местах заключения) и полная закрытость областей педагогического воздействия на душу ребёнка. За последние десятилетия несколько поколений подведено к пограничному состоянию между человеком и разумным животным. Всё, что недоступно в реальном мире, можно реализовать в мире виртуальном. Но, «виртуальные безобразия» не становятся «клапаном» для спуска «отрицательного пара», как декларировалось изначально, а наоборот, готовят человека к воплощению самых разнузданных фантазий «в реале». Человек нынче сам, без помощи змия-искусителя, выбирает «тёмную сторону». Учителя сколь угодно могут сеять разумное, доброе, вечное, но, при равнодушном невнимании родителей и просто взрослых, идеология потребления забивает все ростки того, что мы называем духовностью и человечностью. Изменения душ наших учеников настолько стремительны, что став Лауреатом конкурса «Учитель года России» в 2015 году, сегодня я уже не пошёл бы на Конкурс, так как замечаю, что многое из моей педагогической системы (разумеется, компиляционной, но работающей) сегодня перестаёт действовать на детей в классе. Учителя всё чаще становятся бессильны перед лицом духовных изменений в человеке, инициируемыми социально-экономической системой, которую мы умудрились выстроить в нашей стране. Удивительно, но ратуя за духовность в воспитании, мы ухитрились вытеснить всё, связанное с жизнью Духа, на обочину современного бытия. Свято место, как известно, пусто не бывает, и его занимает Миша Барковский (один из главных героев фильма), ловко манипулирующий не только детьми, но и своими работодателями.
   По замыслу авторов, Барк (так называют Михаила дети в классе) родом из Новосибирска – города учёных, города обладавшего высоким промышленным потенциалом и всегда славившегося высоким интеллектуальным уровнем горожан (как взрослых, так и юных). Что заставило мальчишку-«ботаника» обратиться к идеям Ницше и евгенике (помните, профессор Преображенский, оперируя Шарика, тоже мечтал о евгенике)? На мой взгляд, юноша, в силу сложившихся в стране обстоятельств, пришёл к выводу, что в обществе можно быть самореализованным только имея деньги и власть. Согласитесь, что видя, в каком состоянии находится наука (мальчик из Новосибирска!) и экономика, к иному выводу прийти просто невозможно! Игра – это средство получения власти, а значит и денег. Кстати, сегодняшние компьютерные игры «с полным погружением» уже переплюнули киношную «Sпарту».
   Волчья стая, в которую быстро превращается одиннадцатый класс под влиянием Барка, является прообразом будущего социального устройства всего человечества. Недаром в финале Барковский становится учителем, ведя за собой адептов  «новой веры» уже не классами, а поколениями (есть в фильме кадр-аллюзия с детьми, идущими за учителем – так в фильме М.Захарова дети идут за своим наставником  с лицом Дракона-Янковского, запускающего воздушного змея с тремя головами). По замыслу авторов сериала противостоять новоявленному фюреру может только классный руководитель и больной полицейский. Сценарист и режиссёр намеренно награждают каждого из немногочисленных педагогов  киноистории своим «скелетом» в школьном шкафу. Каждый, пытаясь отстоять детей, быстро «скисает», ибо и «сам не без греха». Ко всем находит Барк «ключик» шантажа, провоцируя на недостойные поступки. Ребята тоже опутаны паутиной своих реализованных «тёмных инстинктов», понимая в душе, что это падение. Правда, когда они в коллективе, падение им кажется взлётом. Заметьте, нигде в фильме провокации Барка не затрагивают сферу идеологии и убеждений! Он ловит всех на «основном инстинкте» (возможно, именно поэтому так однобоко представлены учителя в сериале). Сегодняшний мир именно такой – исподтишка поощряющий «вывихи», абсолютизирующий «успех», и  ставящий во главу угла удовлетворение самых безобразных похотей человеческих душ. Эту проблему  отражают некоторые линии в сюжете.
   Очень здорово показана зеркальность двух героев – Барковский-Юрьев. Барк притворяется подростком, чтобы соблазнить «слабых сих», а Юрьев изо всех сил пытается стать взрослым и увлечь своим примером одноклассников, так как понимает, что выжить в современной данности возможно только самосовершенствуясь и неся ответственность за свои поступки. Недаром именно Юрьев был лидером в классе до прихода «засланного казачка»! В конце концов, именно стремление к взрослости в нашем понимании помогает ему сделать правильный нравственный выбор и преодолеть свои подростковые комплексы. В этой связи хочется отметить насильственную инфантилизацию в современной системе образования. Обучение в первом классе почти не отличается от пребывания ребёнка в ДОУ (ни тебе оценок, ни содержания учебных программ в духе советского образования). Состояние ни за что не отвечающего ребёнка-школьника продлили на целый год, внедрив одиннадцатилетку (теперь раздаются голоса о двенадцатилетнем обучении в школе). «Смена образовательного вектора» в ВУЗах всячески пропагандируется на всех уровнях «руководящих размышлений», что создаёт прецеденты «вечных студентов». Это, впрочем, и понятно, исходя из современных экономических реалий – рабочих мест на всех не напасёшься. А ведь человеческий организм продолжает развиваться по заданной программе и стадии развития меняются независимо от «Закона об образовании». Сколько не кричи о правах ребёнка, он, ребёнок, следует за биохимией своего организма. «Права» же, очень часто вместо реальной защиты детей, порождают ощущение  безнаказанности. В фильме есть потрясающий эпизод, когда подруга классного руководителя бьёт по лицу одну из участниц мерзкой «подставы» учителя Истоминой. Рядом с маленькой стервой сидит её взрослый любовник, который возмущённо кричит: «Что Вы делаете?! Она же ребёнок!». Бесподобный «стёб» над всей системой – спать вместе, как бы уже и не ребёнок, а отвечать за мерзкие поступки, вроде бы ещё детский статус не позволяет…
   Отдельно хочется сказать об отце Ирины (одной из учениц «лучшего в районе  класса») – узнаваемый тип «хозяина жизни» при солидной должности. Очень интересными показались образы любящих следователя Крюкова женщин. Образ матери Юрьева, всецело доверяющей своему сыну, тоже несомненная удача авторов фильма.
   Пунктиром дана тема национальной ксенофобии. «Мы нашли ему хорошую татарскую невесту!», - восклицает отец мальчика-татарина, мечтающего жениться на своей русской однокласснице. Кстати, на национальную  обособленность в современном российском мире влияет и введение в школьное расписание предмета, связанного с конфессиональными предпочтениями родителей детей.
   Теперь, собственно, о фашизме, который и является объектом исследования в сериале. Фашизм имеет множество обличий, и сегодня он обходится без печей и газовых камер. Во время просмотра фильма вспоминаются слова Маркса о том, что нет такого преступления, на которое не пошёл бы капитал из-за прибыли в 300%. Недаром многие учёные считают фашизм вершиной развития капитализма. Гитлера вскармливали Британия и США, но потом марионетка оборвала нити и зажила собственной жизнью. Так и в этом фильме - Барк очень быстро начинает диктовать условия своим беспринципным «заказчикам» оседлав их жажду трёхсотпроцентной прибыли, …
   «Тварь я дрожащая, или право имею?», - перед каждым в классе Барковский ставит этот вопрос и «помогает» обрести «право сильного». Он, почти мгновенно, решает все проблемы в жизни своих одноклассников, и те души в нём не чают, не замечая, как классный фюрер всех прибирает к рукам. Как легко инфантильные деточки соглашаются идти на преступления! И вот уже у большинства ни стыда, ни совести, так сказать «ничего лишнего». А ведь это слепок с нашей действительности (один только «одобрямс» в ГД и в регионах пенсионной реформы, вернее, «модернизации пенсионной системы», чего стоит). Конечно, рассуждения Барка несколько ходульны (недостаток сценария), но его жажда власти и денег показана здорово, равно как и отношение к «соратникам», как к «расходному материалу».
   Обидно, что в фильме не создан школьный мир – школа на экране выглядит декорацией, где обитает только один класс, одна (на всю школу!) уборщица и несколько, необходимых для развития сюжета, педагогов. То же можно сказать и в отношении экранных родителей. Печально, но сценарист не знает, что в одиннадцатом классе (ближе к ЕГЭ) большинство детей уже встретили своё восемнадцатилетие. Эти и другие «ляпы», по-моему, снижают воздействие кинодейства на зрителя.
   Ну, и теперь, как водится, главный вопрос: «Что делать?». Исходя из моего опыта работы с детьми,  думается, что отдельными мерами не обойдёшься. По большому счёту, в сегодняшней социально-экономической системе духовные проблемы будут только нарастать. У страны нет, говоря языком театроведов, сверхзадачи, но есть множество частных интересов и планов. Одни просто хотят выживать, другие же обеспечивать свои непомерные «стандарты потребления». Уже сегодня отпрыски новоявленной элиты не воспринимают большую часть россиян как представителей одного вида и одного народа. Сегодня создана почва для возникновения такой вот всеобъемлющей секты-игры для избранных. А ведь и народ может перестать относиться к «элите» как к соотечественникам. Вопрос в том, успеют ли окончательно растлить новые поколения или нет. Успеют, и нас ждёт война всех против всех с целой «россыпью» своих барковских.
   В комментариях к сериалу я нашёл интересное мнение военного психолога. Вот его слова: «Вывод: надо смотреть и обсуждать, корректировать систему педагогического воспитания во всей структуре Министерства просвещения, может, даже включая в плановом порядке произведения Ивана Антоновича Ефремова, писателя-фантаста с мировой славой, делая акцент на его произведении "Час быка", который ждет - не дождется экранизации!». Наконец-то, в связи с кризисом духовности в нашем обществе, кто-то вспомнил о романе Ефремова! Я  в юности был потрясён этой книгой. Да, у нас в программе стало очень мало литературных примеров высокой духовности вне религиозной жизни (роман Ефремова даёт такой пример). Мы всё ещё пытаемся удивлять, но, увы, в большинстве разучились вдохновлять своих учеников. Система нам, учителям, не даёт воспарить духом, то отправляя зарабатывать в бизнес, то навешивая показушное «патриотическое воспитание», то подводя наши действия под статьи УК…
   Кстати, о литературе. В связи с фильмом мне вспоминается «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского и роман-антиутопия «Повелитель мух» У.Голдинга. Только вот Лазаревой субботы по Фёдору Михайловичу не предвидится – всё развивается по Уильяму Голдингу…
  Финал сериала,  вроде бы, оставляет надежду на благополучный исход – фюрер-искуситель гибнет. Из одиннадцатого класса двое учащихся смогли выстроить свою жизнь по-человечески. Но, в то же время мы узнаём, что в «Sпарту» играет весь мир и на базе этой разработки создаются другие игры. Помните, как в фильме Ролана Быкова Бармалей спорит с Айболитом: «Добро побеждает? Что же это оно побеждает, побеждает, а победить-то никак не может?». После финальных  титров «Sпарты»   думаешь: «Победит ли…?».


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить