учитель музыки

Романтик, романтик и ещё раз романтик...

« Назад

10 Декабря 2015

   Романтизм - яркое, увлекательное направление в искусстве XIX века. Всё началось с лорда Байрона, как известно, не чуждого литературной деятельности, но помним мы, прежде всего, не литераторов, а музыкантов. Именно они смогли воплотить идеалы романтизма в вечных мелодиях, обращённых к нашим сердцам и душам сквозь столетия...
   Гектор Берлиоз один из ярчайших представителей романтической плеяды в истории музыки. Исповедуя романтизм в искусстве, он и в жизни был настоящим романтиком. Родители хотели видеть юношу медиком, но будущий композитор бросил изучение медицины, чтобы овладеть наукой музыкальных звуков.  Мы не знаем, что потеряла медицина в лице Берлиоза, но музыка приобрела гениального композитора, дирижёра и музыкального критика.
   Гектор был натурой увлекающейся, впрочем, как и все романтики. В дни Большой июльской революции он был на улицах Парижа, разучивая с восставшими революционные песни. А освободительную борьбу геков против Османской империи композитор поддержал созданием кантаты "Греческая революция"...
   Стиль Берлиоза определился уже в «Фантастической симфонии» (написана в 1830 году, имеет подзаголовок «Эпизод из жизни художника»). Это первая романтическая программная симфония. В ней нашли отражение типичные для того времени настроения (разлад с действительностью, преувеличенная эмоциональность и чувствительность). Субъективные переживания художника поднимаются в симфонии к социальным обобщениям: тема «несчастной любви» приобретает значение трагедии утраченных иллюзий.
   Рамки только музыкального искусства были тесны для многогранной натуры Берлиоза, и он создаёт ещё ряд литературных произведений. Из литературного наследия композитора наиболее выдаются: «Voyage musical en Allemagne et en Italie» (Париж, 1854), «Les Soirées de l’orchestre» (Париж, 1853; 2 изд. 1854), «Les grotesques de la musique» (Париж, 1859), «A travers chant» (Париж, 1862), «Traité d’instrumentation» (Париж, 1844).
   Гектор Берлиоз много концертировал. Побывал он и в России. Пребывание композитора и дирижёра в нашей стране было поистине триумфальным.
   Значение Берлиоза в области искусства заключается в его глубоком понимании инструментов и в мастерском их применении в оркестровке. Его партитуры полны новых и смелых оркестровых эффектов (например, Берлиоз одним из первых употребил в «Фантастической симфонии» приём игры на струнных col legno). Большим распространением пользуется его трактат об инструментовке, переведенный на многие языки. После смерти Берлиоза были изданы написанные им «Мемуары» (Париж, 1870), «Correspondance inedite 1810—1868» (1878).
   Берлиоз получил известность не только как композитор, но и как дирижёр. Вместе с Рихардом Вагнером он заложил основы новой школы дирижирования, внес важный вклад в развитие музыкально-критической мысли.
   Мир помнит и любит музыку великого француза - романтика, творившего душой и сердцем...


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить