учитель музыки

Поют ли хором дети России?

« Назад

20 Января 2016

  

   Дети любят петь - это общеизвестный факт. Первые вокальные навыки наши ребятишки получают в учреждениях дошкольного образования, да и в школе предусмотрены не только занятия на уроках музыки, но и в кружках соответствующей направленности. Что же, а главное как поют наши дети?  Поют, конечно же поют! Поют то, что слышат в эфире и на просторах Сети. А ещё многие мечтают стать "звёздами" отечественного и мирового шоу-бизнеса. И, надо сказать, что спрос рождает предложение - в каждом, даже самом маленьком городе и посёлке России, есть студии эстрадного вокала. Вот, правда,  исторически сложившиеся в стране традиции массовой культуры хорового исполнительства эти "фабрики звёзд" успешно похоронили...
   В Российской Федерации на протяжении последних лет  явно намечается определённый поворот в культурно-образовательной политике. В частности этот процесс выражается в попытках возрождения традиций массового хорового исполнительства в образовательных учреждениях страны.
   Должен заметить, что определённый смысл в подобном  приобщении подрастающего поколения к активному коллективному музицированию, безусловно, есть. Хоровое искусство является основой музыкальной культуры нашей страны. Русское народное песенное творчество  обычно всегда хоровое. Несколько столетий музыкальное искусство в России развивалось  исключительно в рамках церковного хорового богослужебного пения. Более того, при создании системы массового музыкального образования в XIX  веке  (Бесплатная музыкальная школа в Петербурге и Москве) за основу обучения было взято именно хоровое исполнительство. Данная тенденция продолжилась в годы  создания и развития системы дополнительного образования в СССР. Именно в советский период нашей истории   наряду с ДМШ и ДШИ, включавшими хоровые занятия в учебный план, и детскими хоровыми училищами в Ленинграде и Москве, была создана сеть детских хоровых коллективов в общеобразовательных школах, а так же при домах культуры и дворцах пионеров. Отдельно следует сказать о хоровых студиях, подобных «Пионерии» Г.А,Струве и хоровых коллективах, таких как Большой детский хор Всесоюзного радио и телевидения. Популяризацией и частичным финансированием хорового искусства в СССР занималось Всесоюзное хоровое общество – довольно мощная общественная организация, существовавшая на членские взносы и имевшая отделения во всех городах Советского Союза.
   Нужно сказать, что хоровое исполнительство в Советском Союзе было очень органично вписано в общий культурный контекст государства. Так почти в каждой областной филармонии работал профессиональный хоровой коллектив (камерный или народный), проводились масштабные хоровые фестивали (особенно яркими были праздники песни в республиках Прибалтики), в программах советского ТВ регулярно транслировались передачи, в которых выступали детские и взрослые хоры,  а почти каждая крупная организация в СССР имела свой самодеятельный хор. Тем не менее, несмотря на значительные успехи в развитии массового хорового исполнительства, к восьмидесятым годам ХХ века в данном сегменте музыкальной жизни Советского Союза наметился кризис, связанный, в первую очередь, с изменением музыкальных приоритетов в массовом сознании (формирование культа эстрадных «звёзд», рок-групп и т.д.) и невозможностью продолжать развитие хорового исполнительства без элементарных знаний нотной грамоты. Сплошь и рядом в самодеятельных хорах стали использовать возможности учащихся ДМШ-ДШИ, студентов музыкальных училищ и консерваторий, превращая самодеятельность в практически профессиональные музыкальные коллективы.
   После исчезновения с мировой политической карты СССР, вместе с коммунистической идеологией новые власти Российской Федерации «выплеснули» и массовое хоровое исполнительство. Сегодня любой хоровой коллектив – редкий гость, как в СМИ, так и в Глобальной Сети. У массы российских детей нет желания петь в хоре, но присутствуют культурологические амбиции, свойственные, скорее, шоу-бизнесу. Достойный уровень хорового исполнительства сохраняется лишь в специализированных учебных заведениях и ряде столичных православных храмах, где хор является непосредственным участником богослужения.  
   В 2013 году произошло возрождение хорового общества (НП Всероссийское хоровое общество). К сожалению, деятели, стоящие у штурвала возрождения, не учли предпосылок кризиса массового хорового искусства в СССР и смогли «продавить» чисто бюрократический вариант восстановления массового хорового исполнительства на уровне Министерства культуры и Министерства образования Российской Федерации. В результате создание хоровых коллективов и участие их в различных фестивалях городского, регионального и всероссийского уровня вменяется в обязанность соответствующим образовательным учреждениям, а вот организационные и финансовые  сценарии «остались за бортом» руководящих указаний.
   Как музыкант, получивший хоровое образование и большую часть профессиональной жизни отдавший работе в различных учебных, любительских и церковных хорах, я вижу выход из сложившейся ситуации только в создании педагогической базы для ОБУЧЕНИЯ искусству хорового исполнительства. Нужна Всероссийская Программа возрождения массового хорового исполнителства, включающая следующие меры:

1)     Разработать и принять, кроме Всероссийской, региональные и городские Программы возрождения и популяризации массового хорового исполнительства с соответствующими статьями финансирования;

2)      Создать филиалы ДШИ и ДМШ в близлежащих школах и открыть там ХОРОВЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ с соответствующей восьмилетней или девятилетней программой обучения, включающей занятия хорового класса (не менее 6-и часов в неделю, а так же часы для занятий по партиям, начиная со второго класса, и ещё 2-х часов сводных репетиций раз в две недели, если школа работает в две смены), уроки сольфеджио (не менее 2-х часов в неделю), музыкальной литературы (1 час в неделю), общего фортепиано (1 час  в неделю) и занятий индивидуальным вокалом (1 час в неделю, начиная со второго класса), а так же предусмотреть и концертмейстерские часы;  

3)     Организовать педагогическую нагрузку для учителей музыки в СОШ так, чтобы часы для занятий с хором были реально оплачиваемыми по нормативам системы образования, но с учётом специфики занятий по группам до 12-14 человек;

4)     Разработать договоры с ДШИ и ДМШ, где предусматривалось бы разделение труда и его оплаты между учреждениями среднего и дополнительного образования (хоровой класс, вокал – учителя музыки СОШ, музыкально-теоретический цикл и общее фортепиано (ППВ) – преподаватели ДШИ-ДМШ);

5)     Организовать в период набора в первую параллель ХОРОВЫХ КЛАССОВ, где часть занятий по хору была бы включена в школьное расписание (по принципу организации театральных и хореографических занятий в некоторых школах);

6)     Провести агитационную работу с родителями будущих первоклассников;

7)     Провести первый детский хоровой фестиваль не ранее чем через два-три года сначала реализации Программы возрождения и популяризации массового хорового исполнительства;

   Думается, что иной подход к процессу возрождения массового хорового исполнительства чреват перерождением нужного и важного дела в простую компанейщину, где «крайними» окажутся учителя музыки, вынужденные вместо скрупулёзной хоровой работы  заниматься разучиванием примитивных композиций «с голоса». Заниматься ради очередной «галочки» в плане мероприятий, пропагандируемых НП Всероссийское хоровое общество и лоббируемых некоторыми депутатами Государственной Думы и  чиновниками Министерства образования РФ.
   Хочется выразить надежду на то, что на пути возрождения массового хорового исполнительства в корне поменяется культурная политика государства, которое прекратит «давать на откуп» эфирное время «звёздам» российского шоу-бизнеса, пропагандируя конкурсы вроде «Евровидения» и шоу типа "Битва хоров", «Один в один» или «Главная сцена», но даст «зелёный свет» программам, созданным по типу «Нескучной классики» С.Спиваковой и ей подобных.
   Отдельно хочется сказать о гастрольной политике российских регионов. Думаю, что публика российской глубинки уже забыла, когда к ним с просветительской миссией приезжали профессиональные хоровые коллективы... 
   В заключение хотелось бы сказать о том, что разрушать всегда легче, чем строить, а модернизировать готовую систему проще, чем создавать её заново. Нужно осознать, что при реальном, а не бумажном процессе возрождения хорового исполнительства в России XXI века нужны значительные  организационные и финансовые ресурсы. Тем более  что при создании новой системы массового музыкального образования на хоровой основе, нужно обязательно учитывать все просчёты ранее выстроенной советской системы распространения хорового исполнительства и создания хоровой культуры.
   Так что сегодня однозначно ответить на вопрос: "Поют ли хором дети России?", к сожалению, невозможно. А жаль...


  


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить