учитель музыки

Гениальность подлинного мастерства (02.02.1901г. родился великий скрипач Яша Хейфец)

« Назад

02 Февраля 2016

  

Гениальность подлинного мастерства

 *        *         *

   Человек сегодня буквально окружён музыкой. И, если даже не отгораживаться от мира наушниками, мы постоянно вынуждены слышать музыкальные мотивы, фразы и мелодии – рекламные ролики, позывные в метро и на вокзалах, обрывки музыкальных композиций из несущихся мимо автомобилей. Привыкнув к постоянному «музыкальному фону», мы уже, порой, не в состоянии откликаться на мелодии, рождённые великими мастерами…
   Сегодня у нас есть повод остановиться в потоке музыкальных и не очень музыкальных звуков, чтобы услышать Музыку, как говорится, от первого лица. 2 февраля 1901 года родился великий скрипач ХХ века Яша Хейфец.
   Иосиф Рувимовия Хейфец родился в Российской империи в городе Вильно.  Говорят, чтобы сделать хорошую карьеру, нужно родиться в правильной семье. Так вот, семья будущего скрипичного гения, таки, действительно была правильной. И отец и мать маленького Иосифа были педагогами-музыкантами. Так что уже с трёх лет мальчик начал брать уроки скрипичной игры у известного педагога-скрипача Ильи Давидовича Малкина. Занятия были столь успешными, что уже в 1910 году юный музыкант начал обучение в Санкт-Петербургской консерватории. В 1913 году Хейфец отправляется на первые гастроли в Европу, где встречается с виртуозом и настоящей «музыкальной легендой» Фрицем Крейслером.
   В 1917 году с гастролями Иосиф посещает США. Заокеанское царство демократии становится новой Родиной одарённого молодого человека. Нужно сказать, что в России именно в этом году было явно не до скрипичной музыки – востребованы были революционные песни в исполнении сверкающих начищенной медью духовых оркестров…
   В США Хейфец сделал головокружительную музыкальную карьеру, став самым известным и, что немаловажно, продаваемым скрипачом во всём мире. Нужно сказать, что виртуоз не стремился просто заработать на своём даре, а воспринимал искусство, как просветительскую миссию. И, как нередко случается, миссионеру пришлось  отстаивать своё кредо, рискуя жизнью. Дело было в Израиле, куда великий скрипач приехал с  программой, включающей произведения немецкого композитора Рихарда Штрауса. Хейфец считал, что искусство должно быть выше политики. Но часть общества в возрождённом Отечестве евреев думала иначе, считая композитора, не покинувшего гитлеровскую Германию, «фашиствующим элементом». В адрес скрипача с мировым именем стали поступать угрозы, а после одного из концертов на музыканта было совершено нападение, приведшее к тяжёлой травме, из-за которой даже пришлось отменить последний концерт. Произошло это в 1956 году. Инцидент произвёл такое сильное впечатление на Хейфеца, что до 1970 года в Израиль с выступлениями он не приезжал…
   С 1972 года концертную деятельность сменяет педагогическая - Яша Хейфец  начинает  преподавать в университете Южной Калифорнии.  Среди «педагогических технологий» великого скрипача современники отмечали «метод запертых ворот». После начала занятий, опоздавшие не могли попасть на урок. Говорят, что благодаря этому нехитрому приёму, дисциплина в классе профессора Хейфеца была буквально железной.
   За свою преподавательскую карьеру Хейфец воспитал таких видных исполнителей, как Пьер Амуайяль, Эрик Фридман, Рудольф Кулман, Юваль Ярон, Юджин Фодор, Кэрол Синдэлл, Адам Хан-Горский, Роберт Витте, Элизабет Матески, Клэр Ходжкинс, Юкико Камеи, Варуян Коян, Шерри Клосс, Элейн Скородин, Пол Розенталь и Айк Агус.
   Яша Хейфец скончался в госпитале Седарс-Синай в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, в октябре 1987 года.
   Человек сегодня буквально окружён музыкой. Как же хочется, чтобы привычную «звуковую жвачку» пробивали мелодии, родившиеся под пальцами великих мастеров, ставших музыкальными гениями, достигну вершин подлинного исполнительского мастерства…

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить