учитель музыки

Была ли жизнь в СССР "фильмом ужасов, растянувшимся на семьдесят лет"?

« Назад

02 Января 2017

   «Есть много, друг Горацио, на свете, что и не снилось нашим мудрецам…», - сказано в известной трагедии Шекспира. «Мудрецам» и не снилось, что могут говорить талантливые актёры на излёте своей карьеры! «Все, что в Советском Союзе происходило, даже в самых страшных не описано сказках — это жуткий, абсурдный, затянувшийся на 70 лет фильм ужасов…». Именно так – семидесятилетний фильм ужасов. Какие же ужасы пережил Народный артист России Леонид Броневой? Попробуем разобраться…
   Как там, у Ильфа и Петрова: «ничем не примечательное детство»? Вот с него и начнём. Родился. Как всякий хороший еврейский мальчик, играл на скрипочке и не где-нибудь – в школе при Киевской консерватории. Потом, правда, ссылка.  Да, 1938 год – разгар репрессий, развязанных «старыми большевиками», вернее год их преодоления (началась «чистка в «органах», под которую попал отец будущего актёра – следователь ОГПУ). Сослали семью репрессированного «героя невидимого фронта»  не на Колыму, где -60С с ветерком. Отбывали в Вятской губернии. Уже через три года вернулись в Киев. И тут, «миляга Гитлер» (он же, по словам Леонида Сергеевича, или Соломоновича (?), «лучше Сталина») нападает на СССР. Заметьте, не «кровавый тиран Иосиф Ужасный нападает на «бедную Европу», а Европа, объединённая Гитлером, нападает на Советский Союз. Бросило ли государство мальчика со скрипочкой? Нет, позаботилось, эвакуировав подальше от передовой – аж в Чимкент. Потом работал. Правда тогда вся страна пахала на Победу, потому, что понимали почти все (и со скрипочками, и с сохой, и у станков), что война начата Гитлером на уничтожение. Тут уж никак – или ты их, или они тебя. Впрочем, юноша, сменивший отчество, в тот момент, видимо, всё воспринимал сообразно «линии Партии». И вот снова учёба. Образование высшее (никаких «сын врага народа»!). Работа, уже творческая, в театре. А времена-то самые что ни на есть «гнусные» - сплошная «душная сталинщина»!  Но, это молодого актёра не смущает. И так до самой смерти отца народов…
   Потом, как говорится, пораскинув мозгами, Леонид Сергеевич понимает, что провинциальный театр – это мелковато, как-то. И вот «ход конём» - поступление в столичный ВУЗ. Прошу заметить, что образование Леонид Сергеевич получает бесплатно. Вот «ужастик так ужастик». Это надо же, как над людьми «бесчеловечная система-то измывалась»! Образование столичное, как-то сразу не помогло. Опять провинция! Но Леонид Сергеевич твёрдо усвоил – в СССР «все пути для нас открыты». И, поскитавшись по областным театрам, Броневой становится актёром московского театра на Малой Бронной (тут, наверное, так же издёвка «системы» - Броневой на Малой Бронной!). В стране самый «реабилитанс», так что отцом-врагом народа перспективного актёра никто не попрекает, и он с 1964 года начинает сниматься в кино, а это популярность и, уж простите, неплохой заработок. Но «ужасы» продолжаются. Это же надо было так изгаляться над человеком – пригласить еврея на роль гестаповского генерала Мюллера! Но, стерпел наш «страстотерпец» и это. А потом просто «попёрло»: «Тот самый Мюнхгаузен», «Покровские ворота», «Формула любви», «Конец операции «Резидент» (всех фильмов и не перечислишь). Но, «ужаси тривають». Среди этих гнусных измывательств Государственная премия РСФСР, звание Народного артиста (с полагающимися рублёвыми (вот ведь гады – не могли в долларах или марках!) дивидендами). И вот, когда рухнул «проклятый режим», вздохнул Леонид Сергеевич спокойно – СВОБОДА! Правда, свобода своеобразная с вымиранием по миллиону в год простого народа, с обвалом цен, с двумя чеченскими войнами, с терактами и прочим. Но, за свободу принято платить! Кто заплатил? Ну, не Народный же артист! Он ведь и так «претерпел»…
   Что же «в сухом остатке» осталось – грязь, которой полил свою Родину СССР, грязь, которую вывалил на Сталина, под руководством которого страна подготовилась к войне, а затем и выиграла её. Правда, творческой личности, как-то недосуг было следить за событиями, происходящими в стране и со страной – личность составляла обвинительный акт. Составляла, не попав в печи Освенцима и Дахау, составляла, пока многомиллионный народ без всяких «планов Маршалла» восстанавливал разрушенную войной державу, осваивал целину, строил Братскую и Саяно-Шушенскую ГЭС, БАМ и всё остальное. Нет, не может быть хорошей страна, где «пол страны сидит, а пол страны сажает»! Вот только Леонид Сергеевич, плохо математику изучал в школе (ну, что там Чимкент - не Москва!). Если 50% сидело в лагерях, а 50% сажало и охраняло, то кто тогда воевал и трудился? Впрочем, зачем разбираться? Как же это интеллигентно и глубоко нравственно!
   Ну, а дальше уже раздвоение личности наблюдается. «Все наши беды, между прочим, от того, что добра мы не помним.», - излагает драматическая звезда. Не о себе ли? Оказывается, нет! Это о тех, кто воевал. Недооценила держава воинов-освободителей. А ведь, видимо подзабыл ветеран сценического труда о том, что ветераны войны в стране-победительнице были окружены почётом, жильё им предоставлялось в первую очередь, пенсии были неплохие (ни чета нынешним – на те, советские, можно было, хоть и скромно, но жить, а не выживать). Так уж сложилось, что поколение, прошедшее ту страшную войну, не выгрызало свои льготы у государства. Справедливости ради стоит сказать, что и сам Леонид Сергеевич, Народный артист и лауреат, как-то громко, на весь СССР ни за одного ветерана не вступился и бытовые условия старому воину не улучшил. Зато умилялся «Мерседесу» ветерана Вермахта. Знамо, Лауреату Государственной премии лучше знать, что по чём…
   Вот ещё пассаж о «приютивших беженцев республиках Средней Азии». Да, приютили. Мало того, на фронт многие ушли в одном строю с русскими, украинцами, белорусами и евреями. Ушли защищать социалистическое Отечество. Потом-то коренная Россия сполна отблагодарила узбеков, казахов, таджиков, азербайджанцев и многие другие народы (исключение составляют народы, показавшие запредельный процент коллаборациолизма – да и тех увезли от линии фронта, а не расстреляли по законам военного времени), построив современную индустрию, отстроив после землетрясений города, возведя ГЭС, создав оросительную систему. И вот что удивительно – благосостояние народа всю крепчало, а стоило СССР развалиться и национальные окраины вырезав часть «русских братьев», выдавили остальных в Россию. Мало того, сами «рванули» следом. Среди «рванувших», как-то мало оказалось ломоносовых, ландау и капиц. Оттого-то и проблемы у нас с мигрантами наблюдаются….
   В период повсеместного «очищения от русских оккупантов» бывших советских республик до уха Народного артиста не долетало: «Чемодан, вокзал, Россия!». Он подсчитывал, в чём провинилась перед ним Советская власть. Правда, объективен – знает, что отец его был садистом и сажал невиновных в те самые «страшные года России». Более того, признаёт, что с удовольствием получал звания и премии от "ужасного государства". Нынче тоже Леонид Сергеевич ничем не брезгуют-с. Вот, стал полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством». Но, это-то можно. От этого, «слезинка ребёнка» не прольётся. Жаль, что «Братьев Карамазовых» Народный артист помнит слабо, ибо там «слезинка ребёнка» упоминается в устах одержимого дьяволом Ивана Карамазова, искушающего брата Алёшу. Простим Леониду Сергеевичу? Простим, ведь и «безногого ветерана Вермахта на «Мерседесе» наши солдаты Победы великодушно  простили…
   Трудитесь с миром, Леонид Сергеевич! Дай Вам Бог, хотя бы в конце жизни понять, что Вы, да и все мы, потеряли с развалом Советского Союза. Дай Бог понять, а поняв, покаяться за свои слова, сказанные в интервью  симпатизанту «Правого сектора», улыбчивому киевскому Гордону. Дай Бог…


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить