учитель музыки

Актёр, воплотивший на экране русский характер

« Назад

27 Августа 2015

   Творческий взлёт актёра Владимира Ивашова начался ещё в годы учёбы во ВГИКе (мастерская М.И.Ромма). Студент исполнил главную роль в ставшем культовым фильме Григория Чухрая "Баллада о солдате". Один из американских журналов писал: «Голливудским звёздам, готовившим юных актёров, следовало бы сесть со своими питомцами на первый самолёт в Москву и устроить их в институт, раз там делают таких актёров из девятнадцатилетних юнцов». Картина была отмечена призом «За лучший фильм для молодёжи» и призом «За высокий гуманизм и исключительные художественные качества». А на исполнителя главной роли Владимира Ивашова свалилась неслыханная популярность. Памятник Русскому Солдату в Болгарии после фильма Г.Н. Чухрая жители страны про себя стали называть Алёшей.
   После «Баллады о солдате» Владимир Ивашов мастерски сыграл роль Печорина. «Герой нашего времени» Григорий Печорин в исполнении Ивашова получился очень органичным и убедительным, верным с психологической точки зрения и обладающим истинной лермонтовской глубиной и трагизмом. «Тот, кто видел фильм „Герой нашего времени“, никогда не сможет представить другого Печорина — только Владимира Ивашова, героя нашего времени, к сожалению, оказавшимся „лишним человеком“ в этом неблагодарном времени…»,— пишет интернет-издание «Тамбов» в разделе «Культура» в статье «Печорин…-грузчик?» от 7 ноября 2011 года. Сцена монолога Печорина является и сегодня одной из самых ярких сцен советского кинематографа. В связи с тем, что во время съёмок фильма «Тамань» актёр долго находился в холодной воде и серьёзно простыл, озвучивал Григория Печорина Вячеслав Тихонов. Печорин, сыгранный Ивашовым, получился ярким, глубоким, внутреннее надломленным человеком, мучительно и безуспешно ищущим своё истинное предназначение в жизни, именно таким, каким создал его в своём романе М.Ю. Лермонтов.   В 1970-е годы Владимир Ивашов продолжал много сниматься в кино. Так, всего через год после успеха «Семнадцати мгновений весны» (1974) с Вячеславом Тихоновым на «Таллинфильме» был снят фильм «Бриллианты для диктатуры пролетариата». В этой картине Ивашов сыграл разведчика Исаева — будущего Штирлица. В том же году он сыграл Володю в мелодраме «Когда наступает сентябрь», где талантливо исполнил песню Я.Френкеля "Для тебя". 
   Режиссёры безжалостно эксплуатировали его внешность, не предлагая ничего серьёзного. Даже в Театре-студии киноактёра, где Ивашов проработал 30 лет, он сыграл лишь две стоящие роли: Ставрогина в «Бесах» Ф. Достоевского и Автора в пьесе А. Блока «Здесь на синей земле». В февральском номере журнала «Советский экран» за 1983 год была помещена большая статья Г. Сухина, посвящённая творчеству Ивашова. В ней говорилось: «Владимир Ивашов работает много и успешно. И всё же порой создаётся впечатление, что некоторым режиссёрам нужен не он сам, а его внешность — хорошо знакомая зрителям, его обаяние, сразу располагающее нас к его героям, его популярность, служащая залогом интереса к фильму. А между тем, каким разным, каким непредсказуемым может быть на экране Владимир Ивашов — актёр, пользующийся неизменной любовью зрителей!».
   Владимир Ивашов всегда тяготел к песенному исполнительству. Голос у него был небольшой, но отсутствие ярких вокальных данных актёр возмещал глубоким проникновением в музыкальный и поэтический материал. Так именно благодаря Ивашову в жизнь шагнула замечательная песня Я.Френкеля на стихи И.Гофф "Русское поле", прозвучавшая в исполнении актёра во второй части трилогии режиссёра Э.Кеосаяна о неуловимых мстителях. В фондах советского ТВ сохранилась замечательная передача, где Владимир Ивашов читает стихи и поёт русские песни и романсы...
   В начале 1990-х годов многие советские актёры не смогли приспособиться к условиям новой жизни. Не стал исключением и Владимир Ивашов. В Театре киноактёра не было работы, соответственно, не было и денег. Владимир Сергеевич очень страдал от своей невостребованности. В 1990-е годы предложений сниматься ему практически не поступало. Ивашов признавался: «Сейчас в фильмах много грязи. После них хочется либо запить, либо повеситься. Несмотря на трагический финал „Баллады о солдате“, после его просмотра в зрителях происходило… очищение. После него хотелось жить. Сегодняшнее кино ради эффекта готово пустить под откос всё, что осталось в человеке доброго, радостного, святого». Чтобы прокормить семью, Владимир устроился работать на одну из московских строек.
   Последней большой работой Ивашова в кино стал фильм Александра Муратова «Рукопись», который вышел на экраны в 1992 году. Это была совместная советско-французская постановка по повести Л. Чуковской «Спуск под воду». Ивашов играл в нём главную роль.
   В те же годы он снялся в небольших ролях в исторической драме «Слеза князя тьмы», детективах «Убийство на „Ждановской“» и «Сыскное бюро „Феликс“». Больше в кино он не снимался. Зато ему пришлось, чтобы прокормить семью, сняться в двух рекламных роликах на телевидении. Это было насилие над собой, но актёр пошёл на это.
   В 1993 году более удачливые коллеги вспомнили о Владимире Ивашове и пригласили на торжественное вручение высших кинематографических призов «Ника». Надев на себя обычный костюм, вопреки условиям Фестиваля, и самодельную бабочку, Владимир Сергеевич отправился в Дом кино, с достоинством вручил призы победителям, а наутро вновь вышел на стройку. Светлана Светличная, вспоминая этот эпизод, рассказывала в своих интервью, что на церемонии вручения призов «Ника» Владимир Ивашов благодаря своему внутреннему аристократизму даже в пиджаке смотрелся так, как будто он единственный на всей церемонии был в смокинге. На церемонии Владимир Ивашов произнёс фразу, которая по сути являлась его жизненным кредо: «Не надо совершать в жизни подвигов, надо не совершать подлостей в жизни». И добавил «Честь имею!».
Владимир Ивашов умер в ночь на 23 марта 1995 годав 1-й Градской больнице на 56-м году жизни после обострения язвы желудка. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
   16 февраля 2005 года имя Владимира Ивашова было присвоено малой планете № 12978, открытой в Крымской астрофизической обсерватории.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить