учитель музыки

18+ на песни о поцелуях и ласках

« Назад

23 Декабря 2015

  

                                                                                                    

    Песня, как и любой жанр всех видов искусства, всегда говорит с нами о человеке. Наиболее обширным в искусстве, разумеется, является круг лирических образов, то есть описывающим сферу человеческих чувств. Самой распространённой темой многих произведений искусства, конечно же, является любовь. О любви издавна слагались гимны, складывались в народе песни, сочинялись романсы.
   Одним из внешних проявлений чувства любви является поцелуй. Мимолётный, страстный, холодный и так далее. Неудивительно, что именно поцелуй становится отправной точкой многих песенных сюжетов, ведь это не просто прикосновение, а знак расположения и привязанности…
   Поцелуй воспевали поэты и композиторы не только на Западе, но и в нашем Отечестве. Вот строки из романса А.Даргомыжского на стихи Е.Баратынского:

         Сей поцелуй, дарованный тобой,
         Преследует мое воображенье:
         И в шуме дня, и в тишине ночной
         Я чувствую его напечатленье!
         Сойдет ли сон и взор сомкнет ли мой –
         Мне снишься ты, мне снится наслажденье!
         Обман исчез, нет счастья! и со мной
         Одна любовь, одно изнеможенье.

   Конечно же, современные психологи здесь могут найти и навязчивый эротизм, и даже паранойю на интимной почве. Тем не менее, приведённые строки являются именно ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ИСКУССТВА. Хочется отметить, что на эти стихи, кроме Даргомыжского,  написали музыку ещё несколько композиторов, в том числе и уже в ХХ веке.
   А вот ещё пример лирического обращения к интимной сфере отношений между мужчиной и женщиной:

       Не уходи, побудь со мною,
       Здесь так отрадно, так светло.
       Я поцелуями покрою
       Уста, и очи, и чело.
       Я поцелуями покрою
       Уста, и очи, и чело.
                 Побудь со мной,
                 Побудь со мной!

       Не уходи, побудь со мною.
       Я так давно тебя люблю.
       Тебя я лаской огневою
       И обожгу, и утомлю.

       Тебя я лаской огневою
       И обожгу, и утомлю.

       Не уходи, побудь со мною.
       Пылает страсть в моей груди.
       Восторг любви нас ждет с тобою...

       Не уходи, не уходи!
       Восторг любви нас ждет с тобою...
       Не уходи, не уходи!
                   Побудь со мной,
                   Побудь со мной!

    Этот чувственный  романс Н.Зубова звучит во многих кинофильмах, исполняется с эстрады, а мелодия стала источником вдохновения для Г.В.Свиридова, который интерпретировал её в своих музыкальных  иллюстрациях к повести А.С.Пушкина «Метель».
   В поэзии тема поцелуя представлена ещё шире, чем в музыке. Вот только некоторые примеры:

        Ну, целуй меня, целуй,
        Хоть до крови, хоть до боли.
        Не в ладу с холодной волей
        Кипяток сердечных струй.

                                С.Есенин

 

        Вот черно-тинтово вино,
        За здравье выпьем чернобровых.
        Как сердцу сладостно оно
        Нам с поцелуем уст лиловых!
        Ты тож, смуглянка, хороша:
        Так поцелуй меня, душа!

                                   Г.Державин

 

        Пела песенку девчонка —
        Та, что сети починяла.
        Поглядела — и прижался
        В поцелуе к губкам алым.

         Только я тебя увидел,
         Вспомнил песенку былую,
         Море, сети и девчонку…
         Так давай же поцелую!

                                  Г.Гейне

 

        Так ли страшно опозданье,
        Если в звоне внешних струй
        Было первое свиданье,
        Первый в жизни поцелуй!

                                  Э.Асадов

    В связи с вышеизложенным, у педагогов возникает закономерный вопрос: - Нужно ли знакомить детей с данными образцами вокальной музыки и поэзии? А если и знакомить, то с какого возраста? Прежде чем ответить на эти вопросы, хочется отметить  факт отсутствия именно детских песен в фольклоре (исключения составляют игровые песенки и считалки). Создание детской поэзии и детской песни – это, в основном, заслуга советского периода нашей истории. Да и возрастной круг тех мелодий и текстов, которые мы называем детскими, ограничен младшей и средней школой. То есть, получается, что много столетий дети в нашей стране слушали (и исполняли) «взрослые» песни и романсы. Правда, мир от этого не рухнул…
   Так как же быть с возрастными ограничениями? Думаю, что полностью табуировать тему романтических отношений  мужчины и женщины (юноши и девушки) не стоит. Не стоит, хотя бы потому, что «запретный плод сладок». Сегодня подросток имеет возможность узнать об интимной сфере человеческой жизнедеятельности практически всё.  Если же исходить из логики «непущания», то круг ограничений может расширяться с каждым годом. Например, пора на кадрах демонстрации латиноамериканских танцев (даже в их бальной интерпретации) ставить ценз 18+, так как они все очень чувственны…
   Пусть же романтические стихи и музыка, использующие поцелуй, как символ любви, воспитывают ВОЗВЫШЕННОЕ отношение к чувствам. Не будем забывать, что сегодняшние педагоги тоже были молодыми и мечтали о первом поцелуе, впитав в себя мелодии и стихи великих композиторов и поэтов.
   Луна, жаркий поцелуй, первые объятия -  всё это традиционная романтизация человеческих отношений. Нам, взрослым, есть с чем сравнивать романтическую риторику. Я, как педагог, делаю свой профессиональный и человеческий выбор. Моё предпочтение - романтика, возвышающая душу…

Прахоменко А.В. – учитель музыки, Лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года 2015».


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить